Новости проекта
Мобильные приложения Schools.by
С новым учебным годом!

Профилактика насилия

Дата: 26 марта 2021 в 12:47, Обновлено 15 июня в 21:18
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА
ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!
  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно
    с 6 до 12 лет),
    что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  • Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

ГУОПП МОБ МВД Республики Беларусь

НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ ЛОЖЬ

Как вы думаете где вашему ребенку может навредить незнакомец? По статистике 7 из 10 случаев сексуального насилия происходит в местах, которых, как нам кажется, дети наверняка находятся в безопасности. Ведь даже общаясь в социальных сетях сидя дома ваш ребенок может стать жертвой. Будьте бдительны, наблюдайте, общайтесь со своими детьми. Опасность может быть не там где вы и ожидаете. Звоните на горячую линию, если у вас есть подозрения ,что ваш ребенок может подвергаться сексуальному насилию.

ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования, но не всем удается ее сохранить.

Управление внутренних дел Бобруйского горисполкома обращается к гражданам: «Если Вы стали жертвой или свидетелем насилия в семье, не ждите трагедии! Действуйте сейчас – обратитесь за помощью!». Если вы располагаете информацией, что в той или иной семье сложилась неблагополучная ситуация, родители-пьяницы устраивают скандалы, сообщите данную информацию в ближайший орган внутренних дел, а также по телефону «горячей линии» 78-28-45 или 102.

По фактам совершения насилия в семье Вы можете обратиться за помощью (психологической, юридической, материальной, в предоставлении временного пребывания и другой):
- в территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Бобруйска по адресу: ул. 50 лет ВЛКСМ, д.19 или по телефону 72-73-77, в том числе по вопросу предоставления кризисной комнаты; 
- в территориальный центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Бобруйска по адресу: ул. К. Либкнехта, д.58 или по телефону 72-02-45
- по телефону экстренной психологической помощи 72-52-38 (круглосуточно);
- по телефону общенациональной «горячей» линии 8-801-100-8-801 (Анонимно, ежедневно с 08.00 до 20.00 часов. Звонок со стационарного телефона бесплатный).­ 

За правонарушения, совершаемые в сфере быта, предусмотрены следующие меры ответственности: 
по статье 9.1. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (умышленное причинение телесного повреждения) – предусмотрен штраф в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест;
по части 2 статьи 9.1. КоАП Республики Беларусьза нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления (либо нарушение защитного предписания),  предусмотрен штраф в размере до десяти базовых величин или административный арест;
по статье 9.3. КоАП Республики Беларусь (оскорбление) – штрафные санкции составляют от четырех до двадцати базовых величин;
по статье 17.1. КоАП Республики Беларусь (мелкое хулиганство) – налагается штраф в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Когда насильственные действия совершаются над потерпевшим  систематически, равно как и если они были совершены однажды, но рассчитаны на причинение особенно мучительной боли, физических или психических страданий своей жертве, виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности по статье 154 Уголовного кодекса Республики Беларусь (истязание),  за что предусмотрен арест на срок до трех месяцев или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок.

Если истязание совершено в отношении заведомо для виновного беременной женщины, либо несовершеннолетнего, либо лица, находящегося в беспомощном состоянии или в зависимом положении, судом может быть применено наказание в виде ограничения свободы на срок от одного года до трех лет или лишения свободы на срок от одного года до пяти лет.

В случаях, когда пострадавшее лицо, ощущало реальную угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества, будет принято решение о привлечении виновного к уголовной ответственности по статье 186 УК Республики Беларусь, по которой предусмотрены наказания в виде штрафа, или исправительных работ на срок до одного года, или ареста на срок до шести месяцев.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»,  к лицу, допускающему насилие в отношение членов семьи, возможно применение такой меры, как запрет нахождения  от 3 до 30 суток по месту постоянного проживания с вынесением виновному защитного предписания.

Управление внутренних дел советует всем, если вы стали жертвой правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, если Вам членом семьи причинены телесные повреждения, незамедлительно обратитесь в орган внутренних дел по месту жительства. Вам будет выдано направление для прохождения судебно-медицинской экспертизы с целью установления степени тяжести телесных повреждений. В случае причинения легких телесных повреждений, повлекших кратковременное расстройство здоровья, свои права Вы можете защитить в частном порядке, путем подачи заявления в суд о привлечении виновного лица к уголовной ответственности по статье 153 УК Республики Беларусь. И в этом случае к правонарушителю может быть применено наказание в виде общественных работ, или штрафа, или же исправительных работ на срок до одного года, или арест на срок до трех месяцев.

В том случае, если в ходе семейно-бытового конфликта Вам причинены побои, но видимых телесных повреждений нет, виновное лицо будет привлечено к административной ответственности в виде  штрафа в размере до десяти базовых величин либо к административному аресту.

Отдел охраны правопорядка и профилактики
УВД Бобруйского горисполкома
­

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ 

Дети часто становятся жертвами преступлений, потому что они доверчивы и беспечны. А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребенку. Поэтому, прежде чем что-то делать, нужно хорошо обдумать свои действия.

Избежать насилия можно.

Для этого надо лишь правильно оценить ситуацию и принять правильное решение. Вы должны доверять своим чувствам. Если вдруг у вас появилось пусть даже маленькое сомнение в человеке, который находится рядом, или вас что-то насторожило, то лучше отойти от него.

БУДЬ ВСЕГДА НАЧЕКУ!!!

Соблюдая правила безопасности, ты сможешь принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.

В каких ситуациях нужно всегда отвечать «НЕТ!»:

  1. Если в отсутствие родителей пришел малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то;

  2. Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это знакомый;

  3. Если за тобой в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее;

  4. Если незнакомец просит объяснить, как найти улицу, просит показать нужную улицу или проводить к магазину - все равно скажи – НЕТ! Ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить, даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали об этом, и ни в коем случае никуда не провожать;

  5. Если тебя продолжают пытаться уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься;

  6. Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «НЕТ!»;

  7. Если новый знакомый угощает чем-то;

  8. Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты;

  9. Если тебе предложили сниматься в кино или участвовать в конкурсе красоты, не соглашайся сразу, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями;

  10.  Если рядом с тобой тормозит машина, как можно дальше отойди от нее и ни в коем случае не садись в нее;

  11. Если человек не отстает от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне.

Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека!!!

  • Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в диспетчерскую, обслуживающую ваш дом либо родителям и наведи справки;

  • Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место, и попроси помощи;

  • Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

Но как быть, если взрослый очень настойчив?

Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»

Это очень опасно! От такого человека надо бежать, сломя голову. И, придя домой, обязательно рассказать об этом родителям.

Помни, преступник не всегда имеет страшное лицо. Любой маньяк умеет превращаться и на время становиться добрым и милым дядей.

Поэтому наш совет: на все уговоры пойти куда-то, чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить «НЕТ!», даже если очень интересно. А придя домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.

Отправляясь в гости к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию, необходимо помнить следующие правила поведения:

  • В огромном количестве случаев одно только согласие девушки пойти в ресторан расценивается как понимание, к чему идёт дело, и знак согласия на это. Последующее сопротивление воспринимается просто как игра;

  • Если возникает неуютное чувство, не надо стесняться своей осторожности. Необходимо уйти или твёрдо заявить о своем отношении к ситуации, вообще сказать решительное однозначное «Нет!»;

  • С самого начала ясно обозначь границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования;

  • Если давление продолжается, не бойся шума или скандала, например, на вечеринке - несколько минут смущения лучше риска изнасилования. А вообще, в большую компанию безопасно идти лишь с надёжными друзьями, не терять друг друга из вида и вместе уходить;

  • Помни, что пьяному человеку труднее сориентироваться в ситуации и предотвратить насилие в отношении себя. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставайся трезвой. Держись вместе с близкими друзьями или поближе к хорошим знакомым.

Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье?

Прежде всего, надо помнить, что у тебя есть права, которые защищаются законом!

Любой ребёнок может обратиться в милицию. По закону дело об изнасиловании или насильственных действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетнего может быть возбуждено и без личной подачи заявления. Если по каким-то причинам ты боишься сам обратиться в милицию, нужно довериться взрослому из твоего близкого окружения (обратиться к маме, папе, другим родственникам, учителям). Родители любят тебя и принимают безусловно, не взирая  ни на какие неприятности, которые с тобой могут случиться. Помни, никто не поймет тебя лучше близкого человека, не поддержит в трудной ситуацию. Но в некоторых случаях, когда тебе сложно это обсуждать с близкими, ты переживаешь за их реакцию или не хочешь расстраивать, ты можешь довериться чужому человеку. Иногда это сделать проще. Ты можешь позвонить по телефону доверия и рассказать о том, что с тобой случилось. Психологическую помощь и поддержку ты можешь получить по следующим телефонам:

  • Телефоны круглосуточной экстренной психологической помощи для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и ставших жертвами домашнего насилия на территории Бобруйского района, - (8-0225) 40-20-89, (8-029) 116-42-00;

  • Телефоны «горячей линии» по вопросам насилия социального кризисного центра для женщин общественной организации ЧСПУО «SOS-детская деревня Могилев» — (8-044) 7-607-603, 23-40-89, (8-044) 5-61-82-57 (vel);

  • Телефон «горячей линии» для пострадавших от домашнего насилия: (8-801) 100-8-801 (анонимно). Ежедневно с 8.00 до 20.00. (Звонить необходимо со стационарного телефона);

  • Республиканская телефонная горячая линия по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию (работает как телефон доверия для детей и родителей, консультируют квалифицированные психологи и врачи). Телефон 8-801-100-16-11 (круглосуточно, бесплатно).

Конечно, сделать это трудно, но всё-таки нужно для того, чтобы преступник понес заслуженное наказание!

Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в то же время, он также таит в себе много опасностей.

Все чаще дети становятся жертвами, посредством сети «Интернет», поэтому важно помнить следующее:

  • Не вступай в переписку с незнакомцами в сети «Интернет»;

  • Не открывай сообщения от незнакомых пользователей, не переходи по предложенным от них ссылкам;

  • Удаляй сообщения от незнакомцев, не прочитывая их, не переходя по ссылкам, какими бы заманчивыми и интригующими они не были;

  • Не веди ненужные разговоры и переписку с посторонними с сомнительными лицами в сети «Интернет».

К примеру, может случиться следующая ситуация:

Ребенку может прийти частное сообщение, которое он открывает из любопытства: «Как тебе не стыдно? На этом фото точно ты!». Преступники пользуются любопытством детей, тем, что дети, как правило, переходят по ссылкам данного сообщения и просматривают фото (видео) материалы. Это впоследствии может стать предметом их шантажа. Преступники, угрожают тем, что расскажут родителям о посещении ребенком запрещенного сайта и склоняют детей с использованием сети «Интернет» к действиям интимного характера (как правило, присылают интимные фото и видео для образца, а ребенок должен выслать им аналогичные свои фото и видео). Ни к коем случае нельзя поддаваться на такие уловки и хитрости, нельзя идти на поводу у преступника, незамедлительно рассказать по случившемся родителям или людям, которым ты доверяешь! Не стоит бояться или стесняться это сделать, потому что ты таким образом поможешь разоблачить преступника и избежать других возможных жертв его непорядочности.

­

Об изменениях в ст.9.1 КоАП РБ

31 января 2018 года вступил  в силу Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее - Закон).

1.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
1.5. Часть 2 статьи 9.1 КоАП дополнена положениями, устанавливающими ответственность за нарушение защитного предписания.

Статья 9.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания.

1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

2. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушение защитного предписания - влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин или административный арест.

­Отделение охраны правопорядка и профилактики
УВД Бобруйского горисполкома


­Меры ответственности для лиц, совершивших насилие в семье

Профилактика домашнего насилия­

Консультации по вопросам домашнего насилия

Что такое домашнее насилие?

Информация об учреждениях образования Могилевской области и общественных объединениях, оказывающих помощь несовершеннолетним в случае домашнего насилия

Насилие в семье

Формы насилия в семье

Насилию в семье не место

Домашнее насилие в семье

Домашнее насилие не должно быть частью вашей жизни

Меры, принимаемые органами внутренних дел по профилактике бытовой преступности­

Профилактика сексуального насилия в отношении детей

<article style="display:block; visibility:visible !important; opacity:1 !important; overflow:auto; color:#111111; font-family:Tahoma, Arial, sans-serif; font-size:12px; font-style:normal; font-variant-ligatures:normal; font-variant-caps:normal; font-weight:400; letter-spacing:normal; orphans:2; text-align:start; text-transform:none; white-space:normal; widows:2; word-spacing:0px; -webkit-text-stroke-width:0px; background-color:#ffffff; text-decoration-thickness:initial; text-decoration-style:initial; text-decoration-color:initial">

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

"МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

В ходе каждого занятия детям предлагаются ситуации, поиск выхода из которых происходит в ходе игры. Роли взрослых выполняют педагоги, волонтеры, роли детей - ребята из класса, группы, кружка (дети, с которыми проводится работа).


Игра 1.“Большое и маленькое “Нет”.

(по мотивам сказки Гизелы Браун)
Ситуация к проигрыванию:
Маленькое “нет” сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно  действительно очень маленькое, по-настоящему крохотное и совсем тихое.
            Тут подходит большая толстая женщина и спрашивает: “Могу я сесть рядом с тобой?” Маленькое “нет” тихо шепчет: “Нет. Мне было бы лучше побыть одному.” Большая толстая женщина даже не услышала его и села на скамейку.
            Тут подходит  мальчишка и спрашивает? “Могу ли я получить твою шоколадку?” Маленькое “нет” опять тихо шепчет: “Нет, я бы охотно съел ее сам.” Но мальчишка также не услышал, забрал у маленького “нет” шоколадку и начал есть.
            Затем  подошел мужчина, который уже  раньше часто видел маленькое “нет” в парке, и сказал: “Привет, Малыш! Ты очень симпатичный. Я могу тебя поцеловать?” Маленькое “нет” в третий раз прошептало “ Нет, я не хочу твоего поцелуя”. Но мужчина, кажется, тоже не понял, подошел к маленькому “нет” и собрался его поцеловать.
            Тут, наконец, терпение маленького “нет” лопнуло. Оно встало, вытянулось в высоту, и во весь голос закричало: “НЕ-Е-ЕТ!” и еще раз: “ НЕТ! НЕТ! НЕТ! Я  хочу один сидеть на  моей скамейке, я  хочу мою шоколадку есть сам, и я не хочу целоваться. Сейчас же оставьте меня в покое!”
            Большая толстая женщина, мальчишка и мужчина широко открыли глаза: “Почему же ты так не сказал сразу?”, и пошли дальше своей дорогой.
            А кто сейчас сидит на скамейке? Нет, не маленькое “нет”, а большое “НЕТ”. Оно большое, сильное и громкое и оно думает:” Стало быть так. Если  всегда тихо и нерешительно говорить “нет”, люди этого не услышат.  Нужно громко и отчетливо говорить “НЕТ”.
            Так маленькое “нет” стало  большим "НЕТ".
Цель: научить ребенка громко и уверенно говорить “Нет”.
Роливзрослые, подросток, ребенок.
Игровой материалкарточки с надписями, атрибуты и игрушки.


Игра 2.“Незнакомец”

Ситуация к проигрыванию:
Вариант 1.На улице к ребенку подходит незнакомец и просит показать дорогу куда-либо.
Вариант 2. Во дворе к ребенку, играющему отдельно от детей, подходит старушка
и просит помочь снять с дерева в соседнем дворе котенка.
Цель:
- помочь ребенку уяснить, что ни с кем нельзя уходить никуда и никогда;
- научить видеть те ситуации, когда можно оказать помощь незнакомому человеку (для детей мл. школьного возраста);
- сформировать следующую модель поведения - при попытке похищения
“кричать, бежать, рассказывать” (рассказывать другим взрослым, обязательно родителям);
- познакомить с правилом "докладов" родителям о своем местонахождении.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации “Незнакомец”:
взрослый просит помочь ему посадить дерево, убрать мусор и т.д., то есть то, что не требует какого-либо удаления или уединения с ним. Тогда надо принять это правильно и оказать помощь. Возможно, это потребует участия других детей и будет происходить на виду у других людей. Обязательное правило: сообщить родителям о своем местонахождении.
Роли: незнакомец, 5-6 ребят, играющих во дворе.
Игровой материал: игрушки, карточки с надписями.


Игра 3.“Один дома”

Ситуация к проигрыванию:
Ребенок один дома. Звонок в дверь.
Цель: сформировать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации: никогда и никому не открывать дверь, если он дома один.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации “Один дома”:
проигрываются все возможные и вероятные ситуации, после которых еще раз уточняется, что дверь нельзя открывать даже знакомому, соседу, водопроводчику (даже если сосед хорошо знакомый, а водопроводчика вызывали на этот день). Далее детям предлагается вспомнить сказки, в которых герои оказывались в аналогичных ситуациях, и это привело к печальным последствиям. Рассматривание рисунков к сказкам.
Роли: взрослый (сосед, знакомый родителей, водопроводчик, милиционер, врач, незнакомец и т.д.) ребенок.
Игровой материал: различные атрибуты, рисунки к сказкам.


Игра 4.“Телефонный звонок”

Ситуация к проигрыванию:
Ребенок один дома. Звонок по телефону.
Цель: научить ребенка безопасному общению по телефону. Развивать умение самостоятельно принимать решение , действовать уверенно.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации “Телефонный звонок”:
- рассмотреть случай, когда к телефону никто не подходит, это может означать, что в доме никого нет.
- рассмотреть случай, когда ребенку по телефону говорят непристойности;
 - когда угрожают.
Роливзрослый, ребенок.
Игровой материалигрушечный телефон, рисунки по теме.


Игра 5.“Подкуп”

Ситуация к проигрыванию:
Незнакомый человек предлагает ребенку какое-либо угощение, подарок.
 
Цель: выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: ничего не брать у незнакомца. При попытке похищения – "кричать, бежать, рассказывать."
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Подкуп":
после каждого игрового момента  обсуждение возможных последствий (угощение может быть отравлено, является подкупом, поводом  для знакомства и т.д.). Предложить детям самим придумать возможные ситуации. Вспомнить аналогичные ситуации из жизни, из сказок. Организовать рассматривание рисунков по теме.
Роли: взрослый, дети.
Игровой материал: различные угощения, игрушки, рисунки к сказкам.


Игра 6.“Машина”

Ситуация к проигрыванию:
Ребенок идет по улице. Недалеко от него останавливается машина.
Вариант 1: взрослый спрашивает у ребенка дорогу куда-либо;
Вариант 2: взрослый предлагает подвезти.
Цель: выработать безопасную стратегию поведения у ребенка в данной ситуации:
  • нельзя подходить к краю дороги и приближаться к машине (Правило "Трех больших шагов");
  • не садиться в автомобиль;
  • твердо и уверенно отвечать отказом.
Обязательное дополнение к  проигрыванию ситуации "Машина":
рассмотреть и обсудить все возможные варианты этой ситуации в ходе анализа игры.
Если взрослый спрашивает дорогу куда-либо, можно посоветовать ему спросить об этом у кого-нибудь из взрослых, но строго соблюдать правило “Трех больших шагов”.
Обязательно проиграть ситуацию, в которой ребенка приглашают сесть в машину друзья или знакомые родителей. Без предварительной договоренности с родителями или заранее оговоренного пароля , этого делать нельзя.
В ситуации "Вариант 2", обсудить возможные предлоги, с которыми взрослый может обратиться к ребенку.
Здесь главное правило: не садиться в машину никогда и ни под каким предлогом.
Обязательно проиграть ситуацию, когда водитель на машине преследует ребенка.
Правило: бежать в сторону, противоположную движению машины.
В конце проведения игрового занятия использовать упражнение на умение громко кричать. В игре использовать рисунки (рассматривание, обсуждение)
Роли: взрослый “за рулем автомобиля", ребенок.
Игровой материалатрибуты к игре, рисунки.


Игра 7.“Если потерялся”

Ситуация к проигрыванию:
Ребенок теряется в многолюдном месте (рынок, стадион, парк, в поездке и т.д.)
Цель: научить ребенка обращаться за помощью к взрослым, уметь найти безопасного незнакомца (милиционер, продавец, кассир, водитель автобуса, троллейбуса и т.п.) Воспитывать чувство уверенности при общении с людьми, способными оказать помощь.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Если потерялся":
в процессе игры подвести ребенка к тому, что он должен быть настойчивым в поиске помощи (если не помогут в первый раз, обращаться во второй и третий). Во избежание подобных ситуаций можно предложить ребенку заранее договориться с родителями о том месте, где они будут ждать друг друга в случае, если ребенок потеряется. Помочь твердо запомнить следующее: незнакомые люди, к которым  дети обращаются за помощью сами, гораздо безопаснее тех, которые первыми предлагают ее ребенку.
Роливзрослые, ребенок, массовка - вся группа.
Игровой материал: карточки с надписями.


Игра 8.“ Защита”

Ситуация к проигрыванию:
Взрослый пытается затащить ребенка в подъезд (подворотню, на стройку и т.д.)
Цель: выработать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации, научить его не теряться, быть решительным и пытаться спасти себя.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Защита":
рекомендуются упражнения на умение громко кричать "Это не мой папа!”, "Спасите!" и т.п. (выслушать предложения детей).
 В данной ситуации дети могут кусаться, царапаться, драться, бороться.
Важно научить ребенка не сдаваться и продолжать придумывать новые попытки выйти из ситуации.
Проиграть ситуацию преследования незнакомцем. В этом случае можно юркнуть в “убежище”, если оно рядом (в том случае, если преследующий отстал и не видит, куда может последовать ребенок), а если нет - бежать в ближайшее людное место. Если и  этого нет - кричать как можно громче и пытаться спастись бегством. Предложить детям самим придумать дополнительные средства  и способы защиты.
Роливзрослый, ребенок.
Игровой материал: карточки с надписями.


Игра 9.“Дорога домой”

Ситуация к проигрыванию:
Друг предлагает ребенку поздним вечером сократить дорогу домой, пройдя через пустырь или двор.
Цель: научить ребенка отказывать, говорить “Нет”, учить относиться серьезно к подобным ситуациям и с уверенностью отстаивать свое мнение.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Дорога домой":
предложить для проигрывания различные ситуации, когда дети могут стать легкой добычей преступника. Попросить ребенка попробовать убедить друга не ходить опасным путем. Помочь ему понять, что отказ от подобного предложения  является не трусостью, а разумным и безопасным поведением.
Ролиребенок, его друг, взрослые.
Игровой материалкарточки с надписями.


Игра 10.“Вымогательство”.

Ситуация к проигрыванию:
Вариант 1. Ребенок идет с другом. По дороге к ним пристают трое старшеклассников и вымогают деньги.
Вариант 2. На улице незнакомец требует отдать ему украшения (у девочек - сережки, цепочка, кольцо и т.п.), деньги.
Цель: выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: отдать беспрекословно. Помочь понять, что такое поведение не является трусостью, что жизнь и здоровье - самое дорогое, что у них есть, и что главное - выйти из ситуации живым и здоровым.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Вымогательство":
проиграть ситуацию, когда вымогательством занимаются сверстники (можно оказать сопротивление, предварительно рассчитав свои силы).
Роли: взрослые, дети (сверстники).
Игровой материал: карточки с надписями, украшения, деньги.


Игра 11.“Опасность”

Ситуации к проигрыванию:
Вариант 1. В квартире начался пожар.
Вариант 2. Ребенок в доме с одним из взрослых. Взрослому стало плохо.
Вариант 3. Ребенок в доме один. Кто-то пытается взломать дверь.
Вариант 4. Ребенок в доме один, ощущается запах газа.
Цель: выработать безопасную стратегию поведения в каждой из указанных ситуаций. Научить не теряться, хорошо ориентироваться в номерах телефонов служб, обязательно знать свой адрес, номер телефона, уметь открывать замок входной двери.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Опасность":
в ходе проигрывания обсуждать каждое действие ребенка и возможные последствия ситуации, выбирать наиболее удачные варианты поведения, выслушивать высказывания детей по каждому случаю и их предложения.
Ролиребенок в различных ситуациях, взрослые.
Игровой материалкарточки с надписями.
Авторы: Козлова Г. Л. – социальный педагог Центра внешкольной работы Советского района г. Минска, член общественного объединения "Дети – не для насилия"; Пряхина М. В. – социальный педагог, член общественного объединения "Дети – не для насилия"; Мирейчик Л. Н. – психолог ЦВР Советского района, член общественного объединения "Дети – не для насилия".

Практико-ориентированное занятие "Насилие: в чем опасность и что делать?"

Упражнение 1. «Узнай друг друга еще лучше»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. развитие коммуникативных навыков, группового взаимодействия, развитие навыка невербального общения.

Инструкция: Участники образуют два круга: внешний и внутренний. Стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды. Которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам. Поздороваться с помощью рук, побороться руками, помириться руками, выразить поддержку с помощью рук, пожалеть руками, выразить радость, пожелать удачи, попрощаться руками.

Рефлексия:
Насколько вам понравилось упражнение?
Много ли узнали нового друг о друге?

Время выполнения: 5-7 минут.



Упражнение 2. «Откровенно говоря»

Цель: укрепить групповое доверие к окружающим, снять внутреннее напряжение, способствовать откровенности, оно помогает подросткам начать разговор о жизненных ситуациях.

Материал: карточки с незаконченными предложениями.

Инструкция: Перед вами в центре круга лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними. Если члены группы почувствуют неискренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить еще раз.

Примерное содержание карточек:

Откровенно говоря, когда я слышу грубость...
Откровенно говоря, когда мне угрожают...
Откровенно говоря, когда я вижу недоверие...
Откровенно говоря, когда я чувствую неуважение...
Откровенно говоря, когда на улице на меня смотрят вызывающе...
Откровенно говоря, когда у меня плохое настроение, и кто-то лезет с расспросами...
Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку...
Откровенно говоря, когда я злюсь на кого-то...
Откровенно говоря, когда меня застали врасплох...
Откровенно говоря, когда я участвую в тренинге...
Рефлексия
Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?
Узнали ли вы что-нибудь новое об участниках группы?
Каковы ваши поведенческие установки на настоящий момент?

Вывод: все эти ситуации предполагают негативное воздействие на личность и активизацию негативных эмоций.

Время выполнения: 10 минут.



Упражнение 3. Насилие

Цель: вовлекает в мыслительный, речевой и двигательный процессы, помогает группе научиться слушать друг друга и уважать различные идеи.

Материал: свободное место, три знака, которые можно повесить на расстоянии нескольких метров друг от друга. Один знак с надписью «СОГЛАСЕН», другой с надписью «НЕ СОГЛАСЕН» и третий с надписью «НЕ УВЕРЕН»

Ход работы:

  1. Объясните, что вы зачитаете высказывание о насилии в школах. Каждый участник должен решить, что он думает по поводу этого высказывания. Согласен, не согласен или не уверен? Участникам следует встать возле знака, отражающего их мнение.
  2. Зачитайте первое высказывание (используйте высказывания, размещенные в рамке, или придумайте такие высказывания, которые подойдут для работы с этой группой). Дайте участникам время, чтобы они могли подумать, какое место занять.
  3. Предложите нескольким участникам каждой группы объяснить свое мнение. Остальные имеют право занять другое место, если они услышат нечто, вынуждающее их изменить свою точку зрения.
  4. Прочитайте второе высказывание; повторите пункт 3.
  5. Прочитайте третье высказывание; повторите пункт 3.
  6. Задайте следующие вопросы группе:

Используйте цитаты для того, чтобы обсудить разные типы насилия в школе или придумайте свои.

  • Физическое наказание (подзатыльники, шлепки) могут быть использованы, если они помогают детям учиться.
  • Словесное наказание (брань, унижение) не обижают детей так сильно, как физическое наказание.
  • Детям, которых дразнят, нужно учиться защищать себя.

Рефлексия.

Как вы восприняли это упражнение? Чему вы научились за это время?
Если вы изменили свою точку зрения, что повлияло на это?

Время выполнения: 15 минут



Упражнение 4. «Жужа»

Ход работы: все участники хаотично двигаются по комнате, в центре садятся на корточки 3 человека (по желанию). Задача участников унижать, окорблять, толкать, щипать до тех пор, пока у сидящего хватить терпения. В конце упражнения все просят друг у друга прощение.

Обсуждение: что чувствовал? Какие мысли возникали? Что предпринял?

Просмотр видеоролика про яблоко. Обсуждение.



Упражнение 5. Круг насилия

Ход работы: все участники встают в круг, в центре один человек, которому по кругу предъявляют словесные оскорбления, критика внешности, работы и т.п. задача участника в кругу, реагировать так как он умеет, т.е. на любую реплику. Он должен отреагировать.

Просмотр видеоролика «Как побороть буллинг». Обсуждение.



Упражнение 6. Создаем проект - мозговой штурм «Жизнь без насилия»

Цель: повысить уровень информированности по данному вопросу, разработать идеи для принятия мер.

Порядок работы: групповая дискуссия в подгруппах, общая дискуссия, представление проектов.

Материал: большие листы бумаги (по одному на группу), маркеры, цветные мелки или карандаши

На ватмане оформляют результаты групповой работы в виде ответов на вопросы (на слайде вопросы)

  • Символ отказа от насилия
  • Последствия применения жестокости, агрессии, насилия для личности (перечислить)
  • Что нужно, для того чтобы остановить насилие? (какие навыки приобрести и какие качества развивать). Например, через образ цветка, варианты записать в лепестках.
  • «Каждый человек имеет право…». Например, через образ цветка, варианты записать в лепестках.
  • Сочините сказку, в которой бы было восстановлено право подростка на сохранение своей индивидуальности.
  • По одному - два выступающих от группы, представляют свои работы.
</article>

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.