Новости проекта
Мобильные приложения Schools.by
С новым учебным годом!

Найдем дом детям вместе

Дата: 1 июля в 17:10, Обновлено 1 июля в 17:39

4 октября 2013 года начал свою работу интернет-портал, объединяющий РАЗНЫХ людей в поиске семьи для КАЖДОГО ребенка.

Приглашаем Вас в проект, объединяющий разных людей в поиске семьи для каждого ребенка!

Информационный портал DADOMU.BY создан неравнодушными людьми, которые верят в то, что вместе мы можем сделать дорогу домой для детей, оставшихся без попечения родителей, короче и ровнее.

Информация обо всех наших воспитанниках на  http://dadomu.by

СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Усыновление – приоритетная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми. Тайна усыновления ребенка охраняется законом.

Приемная семья – одна из форм устройства детей. На  воспитание  в  приемную  семью  передается  от одного до четырех  детей. Передача детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемным родителем и приемным ребенком алиментных и наследственных правоотношений.

Приемная  семья  образуется  на  основании  решения  органа  опеки и попечительства  о  создании  приемной  семьи,  а  также  договора об условиях  воспитания  и  содержания  детей  и  трудового договора. Приемный родитель является педагогическим работником системы образования, получает за свою деятельность заработную плату, имеет право на трудовой отпуск.

Опекунская семья создается  по решению органа опеки и попечительства для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты прав и законных интересов этих детей. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство - над детьми от 14 до 18 лет. Государство выплачивает опекуну ежемесячное пособие на содержание ребенка.

Детский дом семейного типа - семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой родители-воспитатели выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.

Патронатное воспитание – форма устройства детей в семью в период каникул, выходных дней, государственных праздников. Количество детей, которые передаются на патронатное воспитание одновременно, определяется договором патронатного воспитания.

ОПЕКА

Опека и попечительство над детьми – широко распространенные и традиционные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей: более 10 тысяч детей живут под опекой и попечительством.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Несмотря на то, что опекун исполняет свои обязанности безвозмездно, он не обязан содержать ребенка, находящегося под его опекой, за счет собственных средств. На содержание подопечного ребенка опекун, попечитель получает ежемесячные денежные средства.

Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его физическом развитии и обучении. Важно, чтобы опекун мог создать для подопечного необходимые бытовые условия, обеспечить надлежащий уход и лечение, защитить при необходимости права и законные интересы ребенка. Опекун не должен препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, если такое общение соответствует интересам ребенка. Нескольким детям может быть назначен один опекун, если их интересы не находятся в противоречии. Опекун и подопечный ребенок должны проживать совместно.

Кто может стать опекуном

Опекуном может стать совершеннолетний гражданин,

  • не имеющий судимости за умышленные преступления, не осуждавшийся ранее за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

  • не страдающий хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, не имеющий заболеваний, препятствующих выполнению функций опекуна, попечителя;

  • не лишавшийся судом родительских прав;

  • не признававшийся судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

  • не отстранявшийся от обязанностей опекуна, попечителя, усыновителя за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей, а также тот, чьи дети не признавались нуждающимися в государственной защите.

Как стать опекуном

Если Вы хотите стать опекуном:

Шаг 1. Представьте в управление (отдел) образования по месту жительства:


- заявление;
- паспорт, или иной документ удостоверяющий личность;
- автобиографию;
- одну фотографию размером 30 х 40 мм;
- медицинскую справку о состоянии Вашего здоровья, а также членов Вашей семьи;
- свидетельство о заключении брака (если состоите в браке);
- письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с Вами.

(С адресами и контактными телефонами управлений (отделов) образования Вы можете познакомиться здесь).

Шаг 2. В течение месяца управление (отдел) образования сделает соответствующие запросы в учреждения и организации, располагающие сведениями о Вашей правоспособности быть опекуном, попечителем, изучит уклад жизни и традиции Вашей семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценит готовность всех членов Вашей семьи удовлетворить основные жизненные потребности ребенка, и вынесет заключение, о том, можете ли Вы стать опекуном.

Шаг 3. Есть несколько возможностей познакомиться с ребенком, которого Вы можете принять под опеку.

Вариант 1. В силу обстоятельств Вам известно, что ребенок нуждается в опеке. К примеру, по соседству жила семья, где умерла мама ребенка, а отец находится в тюрьме. Вы лично знакомы с ребенком, и решили помочь ему в жизни, приняв в свою семью под опеку. Сейчас ребенок живет в детдоме, и Вы переживаете за его будущее. Чтобы наладить контакт с известным вам ребенком, ближе познакомиться с ним, - получите направление на знакомство с ребенком в управлении (отделе) образования по Вашему месту жительства (если ребенок проживает в одном районе с Вами). Если ребенок проживает в ином районе, с подготовленными документами, свидетельствующими о Вашей правоспособности быть опекуном, обратитесь в управление (отдел) образования по месту жительства ребенка за направлением на знакомство с ребенком.

Вариант 2. Вы увидели видеосюжет о ребенке в телевизионной программе, нацеленной на поиск семей для детей-сирот, или увидели фото ребенка на портале DADOMU.BY. В этом случае познакомиться с ребенком Вы сможете, получив направление на знакомство в управлении (отделе) образования по месту жительства ребенка.

Вариант 3. Вы можете обратиться в управление (отдел) образования по месту Вашего жительства с просьбой подобрать кандидатуру ребенка для приема под опеку. Вам будут предоставлены сведения о детях, нуждающихся в таком виде семейного воспитания и проживающих в том же районе, где проживаете и Вы. В этом случае познакомиться с ребенком Вы сможете по направлению на знакомство в управлении (отделе) образования по Вашему месту жительства.

Специалисты учреждения, в котором находится ребенок, ознакомят Вас с историей ребенка, состоянием его здоровья и особыми потребностями, другой информацией, имеющей важное значение для ребенка и для Вас.

Шаг 4.  Если знакомство с ребенком прошло успешно, в ходе неоднократных посещений между Вами и ребенком установились и укрепились хорошие взаимоотношения и ребенок не против, чтобы жить в Вашей семье, - Вам следует обратиться в управление (отдел) образования с заявлением об установлении опеки над данным ребенком. Помните, что для приема под опеку детей, достигших 10 лет, обязательно их письменное согласие.

Шаг 5. С момента принятия решения органа опеки и попечительства о назначении Вас опекуном ребенка, Вы исполняете права и обязанности опекуна, попечителя. На основании решения органа опеки и попечительства Вы сможете забрать ребенка из учреждения, в котором он находится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Положение ребенка в Вашей семье будет изучаться и контролироваться социально-педагогической службой учреждения образования, которое будет посещать ребенок (детсад, школа, лицей), а также специалистами управления (отдела) образования по месту жительства Вашей семьи. Помощь в вопросах воспитания ребенка, защиты его прав и законных интересов Вы сможете без промедления получить в социально-педагогическом учреждении и управлении (отделе) образования по месту жительства Вашей семьи.

На содержание подопечного опекун, попечитель получают ежемесячные денежные выплаты, ежегодный отчет об использовании которых представляет в управление (отдел) образования.

ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Если Вы хотите участвовать в жизни ребенка, растущего без семьи, стать другом ребенку, который живет в детском доме или интернате – есть такая возможность!

Патронатное воспитание - форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, а также в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

    Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

    Как патронатный воспитатель Вы можете:

  • навещать ребенка в учреждении;
  • принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;
  • дать возможность ребенку хоть и короткий период пожить в заботливой и понимающей семье;
  • поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.);
  • принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.

Как стать патронатным воспитателем

Шаг 1. Если Вы хотите стать патронатным воспитателем, обратитесь в управление (отдел) образования по месту жительства с заявлением о выдаче заключения о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания детей, подтверждающего возможность быть патронатным воспитателем (с адресами и контактными телефонами управлений (отделов) образования Вы можете познакомиться здесь). При себе Вам необходимо иметь паспорт.

Шаг 2. Управление (отдел) образования сделает запросы в компетентные органы (орган внутренних дел,  суд), оценит Вашу правоспособность к приему ребенка, организует и проведет обследование условий Вашей жизни, о чем составляется акт.

Шаг 3. По истечении 15 дневного срока с момента Вашего обращения в управление (отдел) образования, получите заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка. Этот документ будет подготовлен на основании сведений об условиях жизни Вашей семьи, отраженных в акте, а также данных, полученных от компетентных органов, характеризующих Вашу правоспособность к приему ребенка на патронатное воспитание.

Шаг 4. Имея заключение о наличии в Вашей семье условий, необходимых для воспитания ребенка, обратитесь к руководителю учреждения (в ближайший детский дом, приют, школу-интернат) с целью определить ребенка, который может быть передан Вам на патронатное воспитание; либо с целью укрепления контакта с уже известным Вам ребенком, сведения о котором Вы получили с помощью портала DADOMU.BY или по иным жизненным обстоятельствам (к примеру, Ваш ребенок учится в одном классе с ребенком из детдома. Дети дружат, и Вы хотите пригласить мальчика из детдома к себе на дачу в период летних каникул и т.п.).

Шаг 5. Представители учреждения (директор, воспитатель, педагог-психолог, педагог социальный), расскажут Вам о том, кто из воспитанников может быть передан на патронатное воспитание. Если Вас заинтересует информация о ребенке, познакомьтесь с ним лично, побеседуйте с ним, установите контакт. Оцените и проанализируйте всю информацию об особых потребностях ребенка. Задайте себе вопрос: сможете ли вы удовлетворять эти потребности, не будет ли это для Вас затруднительным? К примеру, ребенок имеет аллергическую реакцию на определенные продукты питания или книжную пыль. Не лишним будет узнать это и подумать, сможете ли Вы обеспечить ребенку безопасные условия пребывания.

Вы должны быть готовы к тому, что администрация учреждения может отказать Вам в знакомстве с интересующим Вас ребенком. Возможно, у ребенка есть перспектива устройства на усыновление или в опекунскую семью родственников. Вы должны понимать, что патронатное воспитание - это возможность для ребенка пожить в семье лишь короткое время, а в интересах ребенка - найти ему постоянную семью на длительный срок, поэтому, безусловно, усыновление или опека, попечительство для ребенка предпочтительнее, чем патронатное воспитание.

Шаг 6. Если Вы наладили хороший контакт с ребенком, приняли решение стать его патронатным воспитателем, - сообщите о своем решении администрации учреждения и напишите заявление о передаче Вам ребенка на патронатное воспитание.

Шаг 7. Администрация учреждения побеседует с ребенком и выяснит его мнение о возможности провести в Вашей семье выходные дни и (или) дни каникул, и если ребенок не возражает, между Вами и руководителем учреждения будет заключен договор патронатного воспитания. Договор заключается на срок до 1 года.

Теперь Вы - патронатный воспитатель и должны знать свои права и обязанности:

патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и в соответствии с договором патронатного воспитания.

По согласованию с руководителем учреждения патронатный воспитатель в рамках договора патронатного воспитания создает условия для сохранения и укрепления родственных связей ребенка, реализует иные меры, направленные на его социализацию.

Патронатный воспитатель имеет право получить, а учреждение обязано предоставить:

  • один экземпляр договора патронатного воспитания;
  • копию свидетельства о рождении (документа, удостоверяющего личность) ребенка;
  • сведения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях врачей на период его пребывания в семье патронатного воспитателя.

Патронатный воспитатель обязан обеспечить сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка.

Патронатный воспитатель не имеет права препятствовать общению специалистов учреждения, органа опеки и попечительства и (или) уполномоченных им органов и организаций с ребенком, переданным ему на патронатное воспитание.

Патронатный воспитатель обязан немедленно информировать руководителя учреждения о случаях:

  • заболевания ребенка и травмах, полученных ребенком;
  • совершения ребенком административных правонарушений или преступлений;
  • нарушения прав и законных интересов ребенка;
  • самовольного ухода ребенка из семьи патронатного воспитателя.

Шаг 8. Принимая в своей семье ребенка, Вам будут компенсированы затраты на его питание, исходя из норм, установленных законодательством. Объем средств, передаваемых Вам на питание ребенка, будет отражен в приказе учреждения. Этим же приказом будут назначены работники учреждения, которым будет поручено контролировать положение ребенка в Вашей семье. Вам могут позвонить, чтобы убедиться в том, что ребенку в Вашей семье комфортно и безопасно, Вашу семью могут навестить работники учреждения, чтобы узнать, как живется у Вас ребенку. Разумеется, педагоги, работающие с ребенком, поинтересуются, как он провел время в Вашей семье и оценят, можно ли и в дальнейшем рассчитывать на Ваши услуги в качестве патронатного воспитателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Законным представителем переданного Вам на патронатное воспитание ребенка по-прежнему остается администрация учреждения, она участвует в воспитании ребенка, защите его прав и законных интересов, оказывает услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению Вашей семьи. При возникновении любых вопросов Вы всегда можете обращаться к работникам учреждения, которые окажут Вам необходимую квалифицированную социальную и психолого-педагогическую помощь.

Плюсы патронатного воспитания

  • Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, у которого нет иных возможностей воспитываться в семье.
  • Возможность для ребенка сознательного возраста приобрести опыт жизни в семье, получить подготовку к самостоятельной жизни.
  • Возможность для ребенка поддерживать родственные связи, шанс вернуться в биологическую семью.

Минусы патронатного воспитания

  • Ребенок от посещения семьи патронатного воспитателя может ожидать чего-то большего (например, надеяться, что патронатный воспитатель его усыновит, примет в семью навсегда). Пребывая в «подвешенном состоянии» дети совершенно особым образом ведут себя в семье патронатного воспитателя: могут «беспричинно» грустить (все радуются, что пошли в парк развлечений, а ребенок из детдома не разделяет всеобщего веселья… Это связано с тем, что над ребенком дамокловым мечом висит скорая перспектива возвращения в детдом, расставания с радушной и веселой семьей).
  • Ребенку болезненно возвращаться обратно в детдом после весело проведенных «семейных каникул» или «семейных выходных». После возвращения в будни детдома ребенок может тяжело переживать. Поэтому лучше организовывать патронатное воспитание для ребенка, который осознает «временность» пребывания в семье и сознательно согласен пусть на такой небольшой, но шанс побывать в семье.
  • Принимая ребенка в своей семье временно, взрослые от души хотят развлечь ребенка, дать сиротке то, чего он лишен в детдоме. «Выплескивание» взрослых, благотворительствующих радостью и весельем, не идет на пользу воспитанию ребенка. От такого беззаботного пребывания в семье у ребенка создается впечатление, что семья – это не взаимные обязанности, совместная и личная ответственность, постоянная взаимная забота друг о друге, труд на благо семьи, а лишь круглосуточное веселье, праздники и предпраздничная суета. Всё это затрудняет процесс социализации ребенка, укрепляя в его сознании «вывернутую» модель семьи.

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ, ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА

Приемная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) – это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.

Для детей, утративших родные семьи, помещение в приемные семьи и ДДСТ – это возможность:

  • реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;
  • получить шанс на возвращение в родную семью: приемные родители и родители-воспитатели профессионально работают над укреплением связей детей с их родителями, помогают родителям детей восстановиться в родительских правах и растить детей в родной семье;
  • не утрачивать родственные связи и возможность расти и общаться с родными братьями и сестрами (детям из многодетных семей подыскивается приемная семья или ДДСТ, чтобы не разлучать братьев и сестер);
  • жить и воспитываться в своем городе, районе (где живут его родители), продолжать посещать тот же детский сад, школу, профессиональное училище и др.;
  • общаться с биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;
  • успешнее социализироваться в обществе;
  • быть усыновленными (при наличии правового статуса);
  • получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

Кто может стать приемным родителем, родителем-воспитателем ДДСТ

Приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);
  • лиц, лишенных родительских прав;
  • бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
  • лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
  • лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

На должности приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа осуществляется органами опеки и попечительства.

Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а так же положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

Приемными родителями, родителями воспитателями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка, а родителем-воспитателем не могут стать граждане моложе 25 лет.

Как стать приемным родителем, родителем – воспитателем ДДСТ

Если Вы хотите стать приемным родителем, родителем воспитателем ДДСТ:

Шаг 1. Представьте в управление (отдел) образования по месту жительства:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ;
  • свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ состоит в браке;
  • медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, родители воспитатели, а так же членов в семьи кандидата в приемные родители;
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ, проживающих совместно с ним;
  • сведения о доходе за предшествующий год.

(С адресами и контактными телефонами управлений (отделов) образования Вы можете познакомиться здесь).

Шаг 2. Пройдите обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей, передаваемых на воспитание в приемную семью и ДДСТ. Эти курсы организует для Вас управление (отдел) образования на базе местного социально-педагогического центра или другой уполномоченной организации. Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью и ДДСТ. Как можно больше узнайте о предстоящей работе: пообщайтесь с уже работающими приемными родителями, посетите тематические интернет-сообщества и форумы, где обсуждаются вопросы приемного родительства и воспитания детей с особенной судьбой. Руководствуйтесь не иллюзиями, мечтами или жалостью к бедным сироткам, а трезвым расчетом: смогу ли я воспитывать ребенка, пережившего разрыв с родными родителями? Не скачусь ли я до обвинений его «плохих» родственников и возвеличивания себя «хорошего» в глазах ребенка? Смогу ли трудиться практически в круглосуточном режиме?

Пока Вы проходите обучающие курсы, управление (отдел) образования запросит из компетентных органов сведения, характеризующие Вашу правоспособность быть приемными родителями, родителями-воспитателями ДДСТ (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители, родители – воспитатели.

Шаг 3. Если Вы успешно освоили обучающие курсы, получили справку об обучении, познакомьтесь с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей. Специалист по охране детства управления (отдела) образования расскажет Вам обо всех сторонах деятельности приемного родителя, родителя-воспитателя ДДСТ.

Шаг 4. Управление (отдел) образования предоставит Вам, как кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые живут на территории района и могут быть переданы на воспитание в приемную семью. По направлению для знакомства с детьми познакомьтесь с ними, установите контакт. Познакомиться с детьми по направлению можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района.

Кандидатам в родители-воспитатели, имеющим жилое помещение, обеспечивающее не менее 15 квадратных метра на одного члена семьи и воспитанника, предоставляются сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ на территории района, и выдается направление на знакомство с ними.

Если необходимое для создания ДДСТ жилое помещение отсутствует, управление (отдел) образования информирует кандидатов в родители-воспитатели о возможности участвовать в конкурсе на должность родителя-воспитателя, в случае наличия жилого помещения в городе (районе) для создания ДДСТ. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в управлении (отделе) образования направление на знакомство с детьми.

Шаг 5. После выненсения  местными исполнительными и распорядительными органами решений о передаче ребенка (детей) в приемную семью, создании детского дома семейного типа, управление (отдел) образования заключает с приемным родителем и родителем-воспитателем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю, родителю-воспитателю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива управления (отдела) образования. Ознакомьтесь с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.

Шаг 6. Приемная семья, ДДСТ являются объектами постоянного психолого-педагогического сопровождения со стороны работников школ и дошкольных учреждений, которые посещают дети-воспитанники семьи или ДДСТ, специалистов местного социально-педагогического центра, управления (отдела) образования по месту жительства. Приемные родители и родители-воспитатели ДДСТ, как педработники, ведут документацию, посещают методические объединения и иные мероприятия, организуемые нанимателем для повышения компетентности и квалификации работников, совместно со специалистами составляют и реализуют План развития семьи и ДДСТ. Получить помощь по самым разным вопросам, связанным с воспитанием детей или выполнением должностных обязанностей приемный родитель, родитель-воспитатель ДДСТ может в управлении (отделе) образования, социально-педагогическом центре, в учреждении образования, которое посещают воспитанники приемной семьи, ДДСТ.

КАК УСЫНОВИТЬ (УДОЧЕРИТЬ) РЕБЕНКА
(АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ) РЕБЕНКА)

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью является усыновление (ст.118 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. (далее - КоБС)). Усыновление - это основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми (ст.119 КоБС).

Основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы усыновления

• КоБС;

• Указ Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее - Указ № 200);

• Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь 11 января 1999 г. № 238-З (далее - ГПК);

• Положение о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2006 г. № 290 (далее - Положение № 290);

• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2005 г. № 1454 «О порядке организации работы с гражданами в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, по выдаче справок либо иных документов, содержащих подтверждение фактов, имеющих юридическое значение» (далее - постановление № 1454);

• постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20.12.2000 г. № 9 «О судебной практике по делам об усыновлении (удочерении)»;

• постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.03.2007 г.№ 20 «О некоторых вопросах усыновления (удочерения), установления опеки, попечительства над детьми, передачи детей на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа, на патронатное воспитание, возврата детей родителям» (далее - постановление № 20).

Шаг 1. Сбор документов, получение акта обследования условий жизни кандидата в усыновители (удочерители)

Кандидатам в усыновители (удочерители) необходимо пройти медицинское обследование по месту жительства и получить медицинскую справку о состоянии здоровья. Форма и порядок выдачи такой справки определены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 г. № 92. Такая справка действительна 1 год. В справке должно быть заключение о наличии (отсутствии) заболеваний, при которых лица не могут быть кандидатами в усыновители (удочерители) (перечень заболеваний установлен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.12.2017 № 108).

По месту работы необходимо получить: справку о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в усыновители (типовая форма справки утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.10.2010 г. № 140 (приложение 1)); сведения о доходе кандидата в усыновители (удочерители) за предшествующий усыновлению (удочерению) год.

Кандидаты в усыновители (удочерители) должны обратиться в местные органы управления и самоуправления для получения акта обследования условий жизни.

В соответствии с п.4.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом № 200 (далее - перечень административных процедур), для получения акта обследования кандидатам в усыновители (удочерители) необходимы следующие документы:

- заявление;

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в усыновители (удочерители);

- свидетельство о заключении брака кандидата в усыновители (удочерители) - в случае усыновления (удочерения) ребенка лицом, состоящим в браке;

- письменное согласие одного из супругов на усыновление (удочерение) - в случае усыновления (удочерения) ребенка другим супругом;

- медицинская справка о состоянии здоровья кандидата в усыновители (удочерители);

- справка о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в усыновители (удочерители);

- сведения о доходе кандидата в усыновители (удочерители) за предшествующий усыновлению (удочерению) год.

После обращения кандидата в усыновители (удочерители) управления (отделы) образования проводят либо организуют психологическую диагностику и подготовку кандидатов в усыновители (удочерители). Если об усыновлении ребенка ходатайствуют отчим (мачеха), дед или бабка, психологическая диагностика и подготовка кандидатов в усыновители (удочерители) не проводятся.

Результаты психологической диагностики кандидатов в усыновители (удочерители) оформляются по форме, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь (приложение 1 к постановлению № 20), и включаются в акт обследования. По желанию кандидатов в усыновители (удочерители) психологическая диагностика и подготовка могут осуществляться специалистами учреждения «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» (далее - Национальный центр усыновления) по направлению управления (отдела) образования.

В целях подготовки акта обследования управления (отделы) образования в трехдневный срок со дня обращения кандидата в усыновители (удочерители) запрашивают следующие сведения:

- об отсутствии судимости у кандидата в усыновители (удочерители) - из соответствующего управления внутренних дел областного исполнительного комитета или главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета;

- о том, лишался ли он родительских прав, был ли ограничен в родительских правах, было ли ранее в отношении его отменено усыновление, признавался ли недееспособным или ограниченно дееспособным, - из суда по месту жительства кандидата в усыновители;

- о том, признавались ли дети кандидата в усыновители (удочерители) нуждающимися в государственной защите, отстранялся ли кандидат в усыновители (удочерители) от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, - при необходимости из исполнительного и распорядительного органа по предыдущему месту жительства кандидата в усыновители (удочерители);

- копию документа, подтверждающего право собственности кандидата в усыновители (удочерители) на жилое помещение или право владения и пользования жилым помещением;

- о состоянии пожарной безопасности жилого помещения, находящегося в собственности или во владении и пользовании кандидата в усыновители (удочерители) (п.6 Положения № 290). Эти сведения также указываются в акте обследования.

Выдача акта обследования условий жизни кандидата в усыновители (удочерители) производится в месячный срок со дня подачи документов. Форма акта обследования условий жизни кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, патронатные воспитатели установлена постановлением № 20 (приложение 2).

Срок действия акта составляет 1 год.

При наличии акта обследования условий жизни кандидата в усыновители (удочерители) подбор ребенка осуществляется управлением (отделом) образования или (по желанию кандидатов в усыновители (удочерители)) Национальным центром усыновления (форма заявления - приложение 13 к постановлению № 20).

Справочно. Управление (отдел) образования осуществляет подбор ребенка, соответствующего запросам кандидатов в усыновители, в детских интернатных учреждениях, организациях здравоохранения, опекунских семьях, приемных семьях, детских домах семейного типа, находящихся на территории местного исполнительного и распорядительного органа.

Национальный центр усыновления осуществляет подбор ребенка в республиканском банке данных об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, организациях здравоохранения, опекунских семьях, приемных семьях, детских домах семейного типа (т.е. находящихся на территории всей республики) (пп.13, 14 Положения № 290).

Специалисты Национального центра усыновления работают во всех областных центрах (контактные телефоны см.: http://nacedu.by/)

Справочно.  В Республике Беларусь усыновителями (удочерителями) могут быть лица, постоянно проживающие в Республике Беларусь, независимо от гражданства;

  • В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О  правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в  Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. № 105-З документом, подтверждающим постоянное проживание иностранного гражданина в Республике Беларусь, является вид на  жительство в Республике Беларусь;
  • Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, могут усыновить (удочерить) ребенка, состоящего не менее одного года на  централизованном учете в республиканском банке данных об усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с частью 4 статьи 233 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье;
  • Решение об усыновлении (удочерении) принимается только с письменного разрешения Министра образования Республики Беларусь;
  • Международное усыновление (удочерение) на территории Республики Беларусь производится областными судами по месту жительства (нахождения) усыновляемого (удочеряемого) ребёнка, а в г.Минске - Минским городским судом;
  • Заявление об усыновлении (удочерении) и документы подаются через Национальный центр усыновления (220005, г.Минск, ул.Платонова, д.22);
  • Иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории Республики Беларусь, дополнительно представляет документы:

- документ об отсутствии судимости на территории иностранного государства, гражданином которого он является;

- документ компетентных органов иностранного государства, содержащий сведения о том, лишался ли он родительских прав или был ограничен в них, признавался ли недееспособным или ограниченно дееспособным, отстранялся ли от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей, не было ли ранее в отношении него отменено усыновление, признавались ли дети кандидата в усыновители нуждающимися в государственной защите.

Документы должны быть легализованы и переведены на русский язык. Перевод документов удостоверяется нотариал

Шаг 2. Подбор ребенка

При подборе ребенка кандидатам в усыновители (удочерители) представляется вся имеющаяся информация о здоровье, развитии, личностных характеристиках и особых потребностях ребенка, а также имеющаяся информация о родителях и других родственниках детей.

Для знакомства с ребенком кандидату (кандидатам) в усыновители (удочерители) выдается направление. Отказ кандидатов в усыновители (удочерители) от усыновления (удочерения) предложенного им ребенка не препятствует кандидатам в усыновители (удочерители) получить направление на знакомство с другим ребенком для усыновления (удочерения).

Справочно.  Усыновить (удочерить) ребенка, достигшего 10 лет, можно только с его согласиякоторое выявляется органом опеки и попечительства (управлением (отделом) образования) по месту его жительства (нахождения), консульским учреждением Республики Беларусь или судом при вынесении судебного решения (п.20 Положения № 290, ст.130 КоБС). Согласие оформляется по форме, установленной Министерством образования Республики Беларусь (приложение 6 к постановлению № 20).

Если до подачи заявления об усыновлении (удочерении) ребенок проживал в семье усыновителя (удочерителя) и считает его своим родителем, усыновление (удочерение) в виде исключения может быть произведено без получения согласия усыновляемого (ст.130 КоБС).

Шаг 3. Обращение в суд

Усыновление (удочерение) производится районным (городским) судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить (удочерить) ребенка, по месту жительства (нахождения) ребенка или по месту жительства усыновителей (ст.121 КоБС) (информацию о месте нахождения судов можно найти на сайте Верховного Суда РБ: http://court.gov.by/).

К заявлению об усыновлении (удочерении) ребенка (форма заявления – ­приложение 15 к постановлению № 20) должен быть приложен весь собранный пакет документов.

Рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством Республики Беларусь. За рассмотрение заявления необходимо уплатить государственную пошлину в размере 2 базовых величин (п.7 приложения 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь).

Дела об усыновлении детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора (ст.122 КоБС).

Заявление об усыновлении (удочерении) ребенка рассматривается судом в течение 15 дней со дня подачи в суд заявления усыновителя (усыновителей).

Решение вступает в законную силу по истечении 15 дней (ст.317, 403 ГПК)

Усыновление (удочерение) считается установленным со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (ст.122 КоБС).

По просьбе усыновителей в интересах ребёнка и на основании решения суда могут быть изменены:

  • дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на 1 год и не позднее даты совершения записи акта о рождении;
  • место его рождения в пределах Республики Беларусь.

Усыновленному ребенку может быть присваина фамилия усыновителя, а также указанное им собственное имя. Отчество усыновленного ребенка определяется по собственному имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ребенка женщиной – по собственному имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка, за исключением случаев, когда за отцом ребенка сохраняются его права и обязанности в отношении ребенка. Если фамилии супругов-усыновителей различные, по соглашению супругов-усыновителей усыновленному ребенку присваивается фамилия одного из них.

Если усыновленный ребенок достиг 10 лет, для изменения его фамилии, собственного имени и отчества требуется его согласие.

Об изменении фамилии, собственного имени, отчества, даты и (или) места рождения усыновленного ребенка указывается в решении суда о его усыновлении (удочерении) (ст.132 КоБС). При этом место рождения усыновленного ребенка может быть изменено на место рождения в пределах Республики Беларусь независимо от места его рождения.

По просьбе усыновителей (удочерителей) суд также может принять решение о внесении сведений об усыновителях (удочерителях) в запись акта о рождении в качестве родителей усыновленного ими ребенка. О необходимости совершения такой записи также указывается в решении суда об усыновлении (удочерении) ребенка (ст.133 КоБС). При усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, в запись акта о рождении усыновленного ребенка сведения о фамилии матери (отца) вносятся по фамилии усыновителя, а собственное имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются по указанию усыновителя (ст.132 КоБС).

Шаг 4. Передача усыновленного ребенка

Усыновленный ребенок передается усыновителям (удочерителям) на основании решения суда об усыновлении ребенка.

Усыновленный ребенок передается усыновителям в сезонном комплекте одежды. Одновременно усыновителям (удочерителям) передаются по акту:

• свидетельство о рождении ребенка;

• выписка (копия) из медицинских документов и копия медицинской справки о состоянии здоровья усыновляемого ребенка;

• документы об обучении (для детей школьного возраста);

• документы о родителях (свидетельство о смерти, решение суда и другие документы, подтверждающие отсутствие правоотношений родителей с ребенком);

• сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер;

• опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность (если таковое имеется);

• документ, подтверждающий наличие у ребенка в собственности жилого помещения (его части) (если таковое имеется);

• иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.

Акт передачи документов усыновленного ребенка составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у усыновителей, а второй - в личном деле усыновленного ребенка (гл. 4 Положения № 290).

Шаг 5. Регистрация усыновления

Регистрация усыновления (удочерения) является административной процедурой, которую осуществляют органы загса на основании документов, представленных заинтересованными лицами в соответствии с главой 5.7 перечня административных процедур по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

Регистрация усыновления производится на основании решения суда об усыновлении ребенка органами, регистрирующими акты гражданского состояния, по месту вынесения судом такого решения либо по месту хранения записи акта о рождении усыновляемого по совместному заявлению усыновителей (по заявлению усыновителя) (ст.216 КоБС).

Заявление о регистрации усыновления (удочерения) подается в письменной форме усыновителями совместно либо одним из них.  Регистрация усыновления (удочерения) через представителя не допускается.

Основанием для регистрации усыновления является решение суда об усыновлении (удочерении) которое производится органами загс  по месту вынесения решения об усыновлении (удочерении).(ст.216 КоБС).

Для регистрации усыновления (удочерения) заявителям необходимо представить документы в соответствии с главой 5.7 перечня административных процедур

• заявление

• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность усыновителя (усыновителей);

• свидетельство о рождении ребенка;

• копию решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка

Регистрация производится бесплатно.

Срок исполнения данной административной процедуры 2 дня со дня подачи заявления, а в случае запроса сведений и (или) документов от других государственных органов, иных организаций -1 месяц.

При совершении записи акта об усыновлении все сведения, вносятся в запись акта об усыновлении в соответствии с решением суда об усыновлении (удочерении).

При усыновлении (удочерении) ребенка лицом, не состоящим в браке, в запись акта о рождении усыновленного ребенка сведения о фамилии матери (отца) вносятся по фамилии усыновителя, а собственное имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются по указанию усыновителя.

При изменении места рождения усыновленного восстанавливается запись акта о рождении ребенка органом загс по измененному месту рождения (ст.217 КоБС).

Орган загса, внесший изменения в запись акта о рождении усыновленного (орган загса, восстановивший запись акта о рождении усыновленного), выдает новое свидетельство о рождении усыновленного усыновителям либо направляет его для выдачи усыновителям в орган загса по месту регистрации усыновления.

Справочно. Регистрация усыновления, внесение изменений в запись акта о рождении усыновленного, хранение записей актов об усыновлении и о рождении усыновленных, а также других материалов, связанных с усыновлением, производятся в порядке, обеспечивающем сохранение тайны усыновления.

 (глава 5 Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния, утвержденного постановлением № 1454).

Шаг 6. Регистрация ребенка по месту жительства

Регистрация несовершеннолетних по месту жительства осуществляется усыновителями (удочерителями) по своему месту жительства не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении) в случае, если ранее несовершеннолетние были зарегистрированы по месту жительства не по месту жительства усыновителей (удочерителей), или со дня прибытия на новое место жительства.

Для регистрации усыновленного ребенка по месту жительства усыновителей не требуется согласие собственника или нанимателя жилого помещения (в случае, если усыновители таковыми не являются).

(п.7 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 г. №413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания»)

Документы, которые необходимо предоставить в паспортный стол РСЦ (расчетно-справочный центр) или ЖЭС

Заявление о регистрации по месту жительстваСвидетельство о рождении ребенкаПаспорта родителейСвидетельство о бракеКопии лицевых счетов отца и матери, если у родителей разная прописка.

Шаг 7. Назначение ежемесячных денежных выплат

Согласно Указу Президента Республики, Беларусь от 30.06.2014 г. № 330 «О государственной поддержке семей, усыновивших (удочеривших) детей)» установлены ежемесячные денежные выплаты для детей, усыновленных лицами, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь. Для назначения выплат необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган (управление (отдел) образования по месту жительства) и в соответствии с пунктом 4.2 перечня административных процедур предоставить следующие документы:

-заявление;

-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность усыновителя;

-свидетельства о рождении несовершеннолетних детей;

-копию решения суда об усыновлении.

Выплаты назначаются со дня подачи одним из усыновителей или единственным усыновителем вышеперечисленных документов до достижения усыновленным (удочеренным) ребенком возраста 16 лет.

На основании Указа ежемесячные денежные выплаты, указанные в части первой настоящего подпункта, назначаются со дня подачи одним из усыновителей или единственным усыновителем документов, предусмотренных в пункте 4.2 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан.

Также лица, усыновившие (удочерившие) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеют право на кратковременный отпуск без сохранения заработной платы сроком до 90 календарных дней в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении). В случае использования усыновителем (удочерителем) кратковременного отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью не менее 30 календарных дней ежемесячные денежные выплаты, за первый месяц, приходящийся на такой отпуск, выплачиваются в двойном размере при предоставлении усыновителем (удочерителем) в местный исполнительный и распорядительный орган копии приказа об отпуске.

СправочноБолее подробную информацию можно получить на сайте Национального центра усыновления   www.nacedu.by 

Шаг 8. Контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка

Управление (отдел) образования осуществляет учет усыновленных детей, проживающих на территории местного исполнительного и распорядительного органа, со дня получения решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка до достижения ими совершеннолетия.

Управление (отдел) образования по месту фактического проживания усыновленного ребенка, за исключением детей, усыновленных отчимом (мачехой), формирует его личное дело. Для формирования личного дела усыновители (удочерители) должны представить:

• выписку из решения суда об усыновлении (удочерении);

• копию нового свидетельства о рождении ребенка;

• копию лицевого счета или справку о месте жительства и составе семьи усыновителей (удочерителей).

Управлениями (отделами) образования по месту жительства усыновленного ребенка осуществляется контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей (удочерителей).

В течение 3 лет после усыновления не реже 1 раза в год управлением (отделом) образования проводится обследование условий жизни и воспитания ребенка. Такое обследование может проводиться также Национальным центром усыновления. С согласия усыновителей (удочерителей) либо по их просьбе к обследованиям условий жизни и воспитания усыновленных детей могут быть привлечены работники социально-педагогических центров (педагог-психолог, педагог социальный) (п.29 Положения № 290). Необходимость и периодичность обследований условий жизни и воспитания таких детей определяются управлениями (отделами) образования по месту жительства усыновленных детей.

Акт обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка оформляется по установленной форме (приложение 9 к постановлению № 20).

Шаг 9. Сопровождение семьи

Усыновители (удочерители) могут получить консультацию и помощь по вопросам жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка, обратившись в управление (отдел) образования, социально-педагогический центр по месту жительства и в Национальный центр усыновления.

На базе Национального центра усыновления организована работа клуба для поддержки усыновителей (встречи один раз в месяц) по актуальным вопросам развития и воспитания детей (по запросу).

Два раза в месяц проводятся групповые занятия для детей подросткового возраста с целью стабилизации психоэмоционального состояния, формирования оптимальных способов поведения в конфликтных ситуациях, развития уверенности в себе и др. (по запросу)

 В социальных сетях Facebook, Instagram, Вконтакте можно подписаться на страницы Национального центра усыновления: www.facebook.com/NACBELARUSwww.instagram.com/ncu_byhttps://t.me/NCUofBelarus, где размещена  важная информация для семей усыновителей, вопросы на ответы, полезные рекомендации и др.               Можно получить квалифицированную помощь в виде консультаций, коррекционно-развивающих занятий, диагностических обследований и др. у педагогов-психологов, инспекторов по охране детства Национального центра усыновления.

Многие ответы на интересующие вопросы можно найти на страницах газеты «Домой!», подписка на это ежемесячное издание осуществляется в любом почтовом отделении. Подписные индексы:

Индивидуальная подписка 64207

Ведомственная подписка 642072


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.